Login
Register

Главная

Новости

Колледж

Сведения об образовательной организации

Абитуриенту

Студенту

Родителям

Преподавателю

Тугулымский филиал

Автокурсы

Заочное отделение

Дистанционное обучение

Дистанционное воспитание

Дистанционные курсы

Дополнительное образование

Доступная среда

Противодействие коррупции

­Обратная связь

Заказать справку

Воспитательная часть

Версия сайта для слабовидящих

Почему возникают трудности в общении с подростком?

От взрослых часто можно услышать жалобы на то, что подростковый возраст является невероятно сложным. Но они обычно смотрят со своей колокольни и под своими словами подразумевают, что не могут найти общий язык со своим ребенком или другим подростком. 

И никто как-то не задумывается, что и самому ребенку непросто переживать кризис взросления. Подросток уже начинает себя чувствовать самостоятельным, стремиться к независимости. Это ощущение накладывает свой отпечаток на восприятие мира и на то, как юноша или девушка общаются с родителями, педагогами и остальными взрослыми.

Многие сложности возникают из-за банального незнания и непонимания. Родители не слишком осведомлены о физиологических и психологических нюансах этого возраста, а сам подросток ошарашен происходящими с ним переменами, к которым он совершенно не готов. Взрослым здесь нужно проявить терпимость и готовность к компромиссам. Не ругайте и не осуждаете тинейджера, ему и без того сейчас некомфортно.

Очень важно понять подростка и оказать ему поддержку. Но проблема в том, что не всегда стоит доверять словам подростка: за ними зачастую скрывается совершенно другой смысл. Приведем наиболее распространенные примеры.

 

1. «Не ограничивайте мою свободу!» - «Поддержите меня, пожалуйста»

В подростковом возрасте ребенок становится на редкость непослушным и отказывается выполнять даже те требования, которые раньше он признавал разумными. Тем самым он демонстрирует свое право на самостоятельные поступки и решения – ведь именно так он и понимает взрослость. Любые просьбы или правила воспринимаются им как попытка ущемить его права, ограничить свободу.
Но не стоит доверять этой браваде и нарочитой независимости. На самом деле ребенок отчаянно нуждается в поддержке взрослого, в крепком плече и знании, что рядом всегда есть взрослый, который поможет справиться с любой бедой. Друг – вот лучшая роль, которую только может выбрать родитель. Это будет полезно всем. В ходе совместной деятельности и времяпрепровождения подросток имеет возможность посмотреть на взрослых иными глазами, отказаться от каких-то стереотипов или предубеждений. В результате родители и дети сближаются, между ними естественно складываются отношения, основанные на любви и доверии. Это то, что жизненно необходимо тинейджеру в этот сложный период. Ведь ему так часто хочется поделиться своими проблемами, рассказать о сомнениях или победах, но гордость и опасение быть непонятым не дает сделать первый шаг.

 

2. «Не оказывайте давление!» - «Я хочу знать причины»

Подростки опасаются попасть в плен завышенных ожиданий со стороны взрослых. Поэтому они всеми силами избегают выполнения требований. Один из возможных путей – заручиться поддержкой наиболее лояльного и управляемого взрослого из своего окружения. Но подросток, которому объяснили причины требований или запретов, отнесется к ним более благосклонно. То есть нужно не навязывать с позиции силы, а объяснять, как равному партнеру. Тогда и случаев бессмысленного, с точки зрения родителя, упрямства будет намного меньше. Кстати, упрямство не такое уж бессмысленное: за ним скрывается попытка защитить свою позицию.

 

3. «Я уже большой!» - «Это несправедливо по отношению ко мне»

Часто родители не замечают, что их сыновья и дочки уже выросли, и продолжают относиться к ним, как к несмышленым детям. Подростки же воспринимают это как вопиющую несправедливость и пытаются неподчинением сломать старые модели отношений. Отсутствие гармонии в доме лишь усугубляет настроения протеста. Например, супруги ругаются и выясняют отношения между собой, а тинейджер винит их в этом и демонстрирует свое отношение в виде протеста. Иногда поведение подростка даже балансирует на грани законности, так как он еще не умеет выбирать адекватные способы и использует наиболее сильные из тех, что ему доступны. Причиной для протеста может послужить также запрет, несправедливое наказание или равнодушие.

 

4. «Я супер!» - «Я неудачник...»

Подростки панически боятся показать окружающим свою слабость и поражения. Неудачливость в одном они стараются компенсировать в какой-то другой сфере. И бывает, что с чисто юношеским максимализмом выбирают наиболее сложные области деятельности. Застенчивость и скованность тщательно прячется за грубыми словами, агрессивным поведением, ничем не подкрепленной самоуверенностью и раздражающим упрямством. Нужно это понимать и на грубость не отвечать тем же, а попытаться спокойно и ласково поговорить.

 

5. «Вам все равно, что со мной происходит» - «Я имею право на собственную жизнь»

Подростки очень остро реагируют на дефицит внимания со стороны взрослых. Они сразу же чувствуют формальное к ним отношение, отсутствие истинной заботы и сопереживания. Все это заставляет подростка думать о себе как о лишнем человеке, который всем мешается и доставляет проблемы. Чтобы компенсировать этот дискомфорт, тинейджер начинает жить собственной жизнью, о которой родители и учителя могут только догадываться.

 

6. «Я хочу все решать сам!» - «Дайте мне свободу»

Родительские опасения за судьбу своего ребенка заставляют контролировать любимое чадо. А в подростковом возрасте некоторые особо тревожные родители буквально шагу не дают ступить. Но у такой гиперопеки есть обратная сторона. В итоге подросток полностью лишен самостоятельности и не имеет ни малейшего шанса научиться пользоваться свободой и брать на себя ответственность. Разумеется, тинейджер будет яростно протестовать против такого положения вещей. Жажда свободы у него только усиливается, а родители отвечают на это еще большим контролем и запретами на общение с друзьями. А как следствие негатив со стороны подростков еще больше усиливается. Получается своеобразный замкнутый круг, внутри которого напряжение нарастает с каждым днем.

 

7. «Не желаю с вами ссориться» - «Вы не все знаете о моей жизни»

Немалая часть подростков сознательно стремится не конфликтовать с родителями и не портить с ними отношения. Но делается это вовсе не из-за любви или личностной зрелости, а для того, чтобы взрослые не узнали что-то о тайной жизни тинейджера.

 

8. «Расскажите о сексе - «Не скрывайте от меня информацию на эту тему!»

Как раз в подростковом возрасте ребенок начинает активно интересоваться нюансами интимных отношений. Это абсолютно нормально и естественно. Если до этого вы не сочли нужным поговорить с сыном или дочкой по этому поводу, то сейчас тянуть уже некуда. Как бы вам не было неловко и неудобно, держать подростка в неведении не слишком честно по отношению к нему. И не стоит бояться, что тинейджер тут же побежить проверять полученную информацию на практике. Наоборот, психологи утверждают, что своевременный разговор – замечательная «прививка» против ранней половой жизни. Только не нужно во время разговора смущаться и стыдиться, чтобы у тинейджера не сложилось впечатления, что речь идет о чем-то грязном.

 

9. «Он супер!» - «Я хочу быть похож(а) на ...»

Ребенок в этом возрасте нуждается в неком идеале, которым он мог бы восхищаться и подражать. Поэтому подростки выбирают себе кумира из спортсменов или певцов, вступают в фан-клубы, следят за жизнью известного человека. Ищут подростки и пример чисто внешней привлекательности – моделей, актеров и актрис. Хотите знать, чем живет ваш ребенок? Загляните к нему в комнату и обратите внимание на плакаты на стене.

 

10. «Я сегодня не голоден...» - «Я влюбился раз и навсегда!»

Для этого возраста характерна платоническая влюбленность, в которой сексуальная составляющая может вообще отсутствовать. Эти чувства отличаются остротой переживаний, склонностью к самоотречению и самопожертвованию и твердой убежденностью, что до него такой любви ни с кем не бывало и быть не могло. Поведение подростка пугает родителей: ребенок может не есть, не гулять, не общаться с друзьями и родными, а полностью находиться во власти своих чувств. И взрослым не понятен такой трагизм, он вызывает у них тревогу и опасения за здоровье подростка.

 

11. «Я урод! - «Я не слишком доволен своей внешностью»

Стремление быть привлекательным в глазах окружающих свойственно подросткам. Они сильно переживают по поводу того, что не соответствуют общепринятым стандартам красоты.

 

12. «Мне грустно и тоскливо… - «Мне не хватает общения с друзьями моего возраста»

Некоторые подростки не знают, чем занять свободное время. Они собираются в группы и пытаются придумать себе какое-то развлечение. Тинейджеры могут часами сидеть во дворе, играть на гитаре или устраивать гонки на мотоциклах. Когда им надоедают «родные» места, они выходят на улицы и бродят в поисках острых ощущений. Как правило, «приключения», которые они находят, не слишком одобряются обществом и законом. У любой группы есть главарь, лидер, которому все остальные подчиняются. Таким лидером может стать тот, кто сильнее физически, старше или выглядит взрослее и опытнее в глазах сверстников, то есть курит, употребляет алкоголь или даже наркотические вещества. Иногда такая «стая» подростков трансформируется в самую настоящую криминальную банду, которая тщательно оберегает свою территорию от чужаков и конкурентов.

 В глубине души «правильные» подростки завидуют тем, кто состоит в такой группе, и мечтают стать ее частью. Они могут «купить» себе место какими-то услугами, деньгами или заискиванием.

 

13. «Хочу быть главой крупной компании!» - «Понятия не имею, чем заняться в жизни...»

Подростковый возраст – это самое время задуматься о своей жизни и будущей профессии. Но чаще всего в голове у тинейджера расплывчатые мечты и нереальные планы, абсолютно не привязанные к реальному положению вещей. Юноша или девушка ориентируются не на свои способности, а на престижность профессии или ее модность. Они хотят быть успешными и богатыми, не слишком задумываясь о том, есть ли у них качества, которые необходимы для достижения этого успеха.

 

14. «Хочу своей смерти! - «Не могу принять мысль о том, что мир не перевернется, если меня в нем не станет»

Вопросы смерти традиционно привлекают подростка, притягивают его. Сам себе он кажется таким маленьким и незначительным на фоне вселенной. Как капелька в огромном океане жизни. И ему страшно: ведь в этом огромном пространстве ничего не стоит потеряться, раствориться. Приходит четкое и пугающее осознание, что его личная жизнь или смерть никак не повлияет на судьбы мира. Не станет человека, а в масштабах планеты ровным счетом ничего не изменится!

Бывает, что смерть окутывается ореолом романтизма и таинственности. Такие подростки видят в ней универсальное средство ухода от всех проблем, конфликтов и неприятностей. Но они до конца не понимают, что это безвозвратный конец, а не выход из тупика. В голове ребенка рефреном бьется мысль: «Вот все увидят меня в гробу и сразу пожалеют, что так обращались!»

Нельзя, чтобы у подростка возникли подобные мысли и суицидальные настроения. Так и до реальной беды недалеко. Поэтому родителям нужно очень внимательно относиться к душевному состоянию своих детей и при первых же тревожных симптомах принимать меры.

 

15. «Все на свете лгут и притворяются!» - «Будьте искренними в общении со мной»

Подростки очень чувствительны к фальши и совершенно не переносят неискренности. Они смотрят не на слова взрослых, а на их реальные поступки. Говорить одно, а делать другое – это самый короткий путь к недоверию подростка.

Подросток боится неискренности. На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональные отношения между родителями и их поведение. Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером. Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.

Телефон: 8 (34371) 2-16-71. Email: tallt@mail.ru Адрес: г. Талица, Луначарского, д. 81

Прогноз погоды

Яндекс.Погода

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Статистика

Яндекс.Метрика