Login
Register

Главная

Новости

Колледж

Сведения об образовательной организации

Абитуриенту

Студенту

Преподавателю

Родителям

Противодействие коррупции

Автокурсы

Отделение ПКРС

Заочное отделение

Тугулымский филиал

Дистанционное обучение

Дистанционное воспитание

Дистанционные курсы

Виртуальные мастерские

Дополнительное образование

К юбилею колледжа

­Обратная связь

Заказать документы

Расписание

Координационный совет

Колледж

Версия сайта для слабовидящих

Почему возникают трудности в общении с подростком?

От взрослых часто можно услышать жалобы на то, что подростковый возраст является невероятно сложным. Но они обычно смотрят со своей колокольни и под своими словами подразумевают, что не могут найти общий язык со своим ребенком или другим подростком. 

И никто как-то не задумывается, что и самому ребенку непросто переживать кризис взросления. Подросток уже начинает себя чувствовать самостоятельным, стремиться к независимости. Это ощущение накладывает свой отпечаток на восприятие мира и на то, как юноша или девушка общаются с родителями, педагогами и остальными взрослыми.

Многие сложности возникают из-за банального незнания и непонимания. Родители не слишком осведомлены о физиологических и психологических нюансах этого возраста, а сам подросток ошарашен происходящими с ним переменами, к которым он совершенно не готов. Взрослым здесь нужно проявить терпимость и готовность к компромиссам. Не ругайте и не осуждаете тинейджера, ему и без того сейчас некомфортно.

Очень важно понять подростка и оказать ему поддержку. Но проблема в том, что не всегда стоит доверять словам подростка: за ними зачастую скрывается совершенно другой смысл. Приведем наиболее распространенные примеры.

 

1. «Не ограничивайте мою свободу!» - «Поддержите меня, пожалуйста»

В подростковом возрасте ребенок становится на редкость непослушным и отказывается выполнять даже те требования, которые раньше он признавал разумными. Тем самым он демонстрирует свое право на самостоятельные поступки и решения – ведь именно так он и понимает взрослость. Любые просьбы или правила воспринимаются им как попытка ущемить его права, ограничить свободу.
Но не стоит доверять этой браваде и нарочитой независимости. На самом деле ребенок отчаянно нуждается в поддержке взрослого, в крепком плече и знании, что рядом всегда есть взрослый, который поможет справиться с любой бедой. Друг – вот лучшая роль, которую только может выбрать родитель. Это будет полезно всем. В ходе совместной деятельности и времяпрепровождения подросток имеет возможность посмотреть на взрослых иными глазами, отказаться от каких-то стереотипов или предубеждений. В результате родители и дети сближаются, между ними естественно складываются отношения, основанные на любви и доверии. Это то, что жизненно необходимо тинейджеру в этот сложный период. Ведь ему так часто хочется поделиться своими проблемами, рассказать о сомнениях или победах, но гордость и опасение быть непонятым не дает сделать первый шаг.

 

2. «Не оказывайте давление!» - «Я хочу знать причины»

Подростки опасаются попасть в плен завышенных ожиданий со стороны взрослых. Поэтому они всеми силами избегают выполнения требований. Один из возможных путей – заручиться поддержкой наиболее лояльного и управляемого взрослого из своего окружения. Но подросток, которому объяснили причины требований или запретов, отнесется к ним более благосклонно. То есть нужно не навязывать с позиции силы, а объяснять, как равному партнеру. Тогда и случаев бессмысленного, с точки зрения родителя, упрямства будет намного меньше. Кстати, упрямство не такое уж бессмысленное: за ним скрывается попытка защитить свою позицию.

 

3. «Я уже большой!» - «Это несправедливо по отношению ко мне»

Часто родители не замечают, что их сыновья и дочки уже выросли, и продолжают относиться к ним, как к несмышленым детям. Подростки же воспринимают это как вопиющую несправедливость и пытаются неподчинением сломать старые модели отношений. Отсутствие гармонии в доме лишь усугубляет настроения протеста. Например, супруги ругаются и выясняют отношения между собой, а тинейджер винит их в этом и демонстрирует свое отношение в виде протеста. Иногда поведение подростка даже балансирует на грани законности, так как он еще не умеет выбирать адекватные способы и использует наиболее сильные из тех, что ему доступны. Причиной для протеста может послужить также запрет, несправедливое наказание или равнодушие.

 

4. «Я супер!» - «Я неудачник...»

Подростки панически боятся показать окружающим свою слабость и поражения. Неудачливость в одном они стараются компенсировать в какой-то другой сфере. И бывает, что с чисто юношеским максимализмом выбирают наиболее сложные области деятельности. Застенчивость и скованность тщательно прячется за грубыми словами, агрессивным поведением, ничем не подкрепленной самоуверенностью и раздражающим упрямством. Нужно это понимать и на грубость не отвечать тем же, а попытаться спокойно и ласково поговорить.

 

5. «Вам все равно, что со мной происходит» - «Я имею право на собственную жизнь»

Подростки очень остро реагируют на дефицит внимания со стороны взрослых. Они сразу же чувствуют формальное к ним отношение, отсутствие истинной заботы и сопереживания. Все это заставляет подростка думать о себе как о лишнем человеке, который всем мешается и доставляет проблемы. Чтобы компенсировать этот дискомфорт, тинейджер начинает жить собственной жизнью, о которой родители и учителя могут только догадываться.

 

6. «Я хочу все решать сам!» - «Дайте мне свободу»

Родительские опасения за судьбу своего ребенка заставляют контролировать любимое чадо. А в подростковом возрасте некоторые особо тревожные родители буквально шагу не дают ступить. Но у такой гиперопеки есть обратная сторона. В итоге подросток полностью лишен самостоятельности и не имеет ни малейшего шанса научиться пользоваться свободой и брать на себя ответственность. Разумеется, тинейджер будет яростно протестовать против такого положения вещей. Жажда свободы у него только усиливается, а родители отвечают на это еще большим контролем и запретами на общение с друзьями. А как следствие негатив со стороны подростков еще больше усиливается. Получается своеобразный замкнутый круг, внутри которого напряжение нарастает с каждым днем.

 

7. «Не желаю с вами ссориться» - «Вы не все знаете о моей жизни»

Немалая часть подростков сознательно стремится не конфликтовать с родителями и не портить с ними отношения. Но делается это вовсе не из-за любви или личностной зрелости, а для того, чтобы взрослые не узнали что-то о тайной жизни тинейджера.

 

8. «Расскажите о сексе - «Не скрывайте от меня информацию на эту тему!»

Как раз в подростковом возрасте ребенок начинает активно интересоваться нюансами интимных отношений. Это абсолютно нормально и естественно. Если до этого вы не сочли нужным поговорить с сыном или дочкой по этому поводу, то сейчас тянуть уже некуда. Как бы вам не было неловко и неудобно, держать подростка в неведении не слишком честно по отношению к нему. И не стоит бояться, что тинейджер тут же побежить проверять полученную информацию на практике. Наоборот, психологи утверждают, что своевременный разговор – замечательная «прививка» против ранней половой жизни. Только не нужно во время разговора смущаться и стыдиться, чтобы у тинейджера не сложилось впечатления, что речь идет о чем-то грязном.

 

9. «Он супер!» - «Я хочу быть похож(а) на ...»

Ребенок в этом возрасте нуждается в неком идеале, которым он мог бы восхищаться и подражать. Поэтому подростки выбирают себе кумира из спортсменов или певцов, вступают в фан-клубы, следят за жизнью известного человека. Ищут подростки и пример чисто внешней привлекательности – моделей, актеров и актрис. Хотите знать, чем живет ваш ребенок? Загляните к нему в комнату и обратите внимание на плакаты на стене.

 

10. «Я сегодня не голоден...» - «Я влюбился раз и навсегда!»

Для этого возраста характерна платоническая влюбленность, в которой сексуальная составляющая может вообще отсутствовать. Эти чувства отличаются остротой переживаний, склонностью к самоотречению и самопожертвованию и твердой убежденностью, что до него такой любви ни с кем не бывало и быть не могло. Поведение подростка пугает родителей: ребенок может не есть, не гулять, не общаться с друзьями и родными, а полностью находиться во власти своих чувств. И взрослым не понятен такой трагизм, он вызывает у них тревогу и опасения за здоровье подростка.

 

11. «Я урод! - «Я не слишком доволен своей внешностью»

Стремление быть привлекательным в глазах окружающих свойственно подросткам. Они сильно переживают по поводу того, что не соответствуют общепринятым стандартам красоты.

 

12. «Мне грустно и тоскливо… - «Мне не хватает общения с друзьями моего возраста»

Некоторые подростки не знают, чем занять свободное время. Они собираются в группы и пытаются придумать себе какое-то развлечение. Тинейджеры могут часами сидеть во дворе, играть на гитаре или устраивать гонки на мотоциклах. Когда им надоедают «родные» места, они выходят на улицы и бродят в поисках острых ощущений. Как правило, «приключения», которые они находят, не слишком одобряются обществом и законом. У любой группы есть главарь, лидер, которому все остальные подчиняются. Таким лидером может стать тот, кто сильнее физически, старше или выглядит взрослее и опытнее в глазах сверстников, то есть курит, употребляет алкоголь или даже наркотические вещества. Иногда такая «стая» подростков трансформируется в самую настоящую криминальную банду, которая тщательно оберегает свою территорию от чужаков и конкурентов.

 В глубине души «правильные» подростки завидуют тем, кто состоит в такой группе, и мечтают стать ее частью. Они могут «купить» себе место какими-то услугами, деньгами или заискиванием.

 

13. «Хочу быть главой крупной компании!» - «Понятия не имею, чем заняться в жизни...»

Подростковый возраст – это самое время задуматься о своей жизни и будущей профессии. Но чаще всего в голове у тинейджера расплывчатые мечты и нереальные планы, абсолютно не привязанные к реальному положению вещей. Юноша или девушка ориентируются не на свои способности, а на престижность профессии или ее модность. Они хотят быть успешными и богатыми, не слишком задумываясь о том, есть ли у них качества, которые необходимы для достижения этого успеха.

 

14. «Хочу своей смерти! - «Не могу принять мысль о том, что мир не перевернется, если меня в нем не станет»

Вопросы смерти традиционно привлекают подростка, притягивают его. Сам себе он кажется таким маленьким и незначительным на фоне вселенной. Как капелька в огромном океане жизни. И ему страшно: ведь в этом огромном пространстве ничего не стоит потеряться, раствориться. Приходит четкое и пугающее осознание, что его личная жизнь или смерть никак не повлияет на судьбы мира. Не станет человека, а в масштабах планеты ровным счетом ничего не изменится!

Бывает, что смерть окутывается ореолом романтизма и таинственности. Такие подростки видят в ней универсальное средство ухода от всех проблем, конфликтов и неприятностей. Но они до конца не понимают, что это безвозвратный конец, а не выход из тупика. В голове ребенка рефреном бьется мысль: «Вот все увидят меня в гробу и сразу пожалеют, что так обращались!»

Нельзя, чтобы у подростка возникли подобные мысли и суицидальные настроения. Так и до реальной беды недалеко. Поэтому родителям нужно очень внимательно относиться к душевному состоянию своих детей и при первых же тревожных симптомах принимать меры.

 

15. «Все на свете лгут и притворяются!» - «Будьте искренними в общении со мной»

Подростки очень чувствительны к фальши и совершенно не переносят неискренности. Они смотрят не на слова взрослых, а на их реальные поступки. Говорить одно, а делать другое – это самый короткий путь к недоверию подростка.

Подросток боится неискренности. На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональные отношения между родителями и их поведение. Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером. Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.

Телефон: 8 (34371) 2-52-71. Email: tallt@mail.ru Адрес: г. Талица, Луначарского, д. 81

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Поиск по сайту