Раздел IV
Техникум в послевоенные годы
После победоносного окончания Великой Отечественной войны, завершившейся капитуляцией Японии (3 сентября 1945 г.), начался совершенно новый период в жизни Советского государства.
В 1945 г. Советский Союз представлял собой сильную, обладающую победоносной армией, страну, европейская часть которой была полностью разрушена. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне.
Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза.
Удару подверглось большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы — Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.
Были разрушены 1710 городов и поселков городского типа , уничтожены 70 тыс. сел и деревень, взорваны и выведены из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла около трети своего национального богатства.
Фото разрушенного г. Сталинграда
В руинах лежали тысячи промышленных предприятий , которые накануне войны давали стране 70% всего производства стали, 60 % угля.
Более 25 миллионов человек лишились крова. Они подселялись к родственникам, которые и без того существовали в условиях ужасной скученности, жили даже в холодных землянках, вырытых среди городских развалин.
Но еще более тяжкими были потери человеческих жизней. Почти каждая советская семья лишилась кого-то из близких за годы войны.
Людские потери СССР — 6,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней , погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн. человек;
Людские потери Германии — 4,046 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны;
Людские потери стран - союзниц Германии — 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену), ещё 662,2 тыс. вернулись из плена после войны.
Безвозвратные потери армий СССР и Германии (включая военнопленных) — 11,5 млн. и 8,6 млн. чел. (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 194 ) соответственно. Соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1.
К военным потерям следует добавить гибель военнопленных и гражданского населения в фашистских лагерях смерти, которые во время войны фашисты превратили в настоящие «фабрики смерти».
Узники концентрационного лагеря "Бухенвальд" внутри барака
Война унесла почти 27 млн. человеческих жизней , и это самый трагический ее итог. 2,6 млн. человек стали инвалидами. Население сократилось на 34,4 млн. и составило к концу 1945 г. 162,4 млн. человек. Сокращение рабочей силы, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению производительности труда.
Это не только статистические данные. Это потери наиболее жизнеспособного, активного, работоспособного населения; это потеря российского генофонда – миллионы не родившихся детей; это потери патриотов страны, потери интеллигенции - «мозгов» нации.
Разумеется, наиболее велики были потери среди мужского населения. Сокращение численности мужчин 1910-1925 гг. рождения было ужасающим и вызвало и по сей день вызывает постоянные диспропорции в демографической структуре страны.
Очень много женщин той же возрастной группы остались без мужей. При этом они часто были матерями-одиночками, продолжавшими в то же время трудиться на предприятиях, переведенной на военные рельсы экономики, остро нуждавшейся в рабочих руках.
Так, по переписи 1959 г. на 1000 женщин в возрасте от тридцати пяти до сорока четырех лет, приходилось только 633 мужчины. Результатом стало резкое падение рождаемости в 1940-х гг., и война была здесь не единственной причиной.
К восстановлению разрушенного хозяйства Советское государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории. Но как первоочередная задача восстановление встало только после победы.
Перед страной стоял выбор пути экономического развития.
В феврале-марте 1946 г. Сталин вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин предполагал, что для построения материально-технической базы коммунизма достаточно довести производство чугуна до 50 млн. тонн в год, стали — до 60 млн. т, нефти — до 60 млн. т, угля — до 500 млн. т.
Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. Уже в сорок с небольшим лет он пользовался широкой известностью среди организаторов промышленности, экономистов.
Главный упор в четвертом пятилетнем плане делался на первоочередное восстановление и дальнейшее развитие промышленности, прежде всего тяжелой, а в частности военной.
Сказывались такие внешнеполитические факторы, как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения.
Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военно-промышленного комплекса — заводов для строительства новых видов вооружения.
Значительно более медленными темпами шло развитие сельского хозяйства, которое находилось в тяжелейшем кризисе. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания - население и сырьем – промышленность. Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди.
Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия . Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась. После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.
В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждение прежних порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые бы ослабляли жесткий контроль со стороны государства. В целом оно держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении.
Каждый крестьянин обязан был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок.
После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.
Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.
В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.
С окончанием войны "население" ГУЛАГа пополнилось новыми "врагами народа". С конца 40-х гг. стали прибывать и многие тысячи рабочих и крестьян, не выполнявших нормы выработки или посягнувших на "социалистическую собственность" в виде нескольких картофелин или колосков, вмерзших в землю после уборочной страды. В конце 1952 - начале 1953 г. были произведены аресты по "мингрельскому делу" и "делу врачей". Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии. "Мингрелов" (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина.
В узком кругу Сталин все чаще говорил о необходимости нового витка репрессий, называя в числе "врагов народа" Молотова, Микояна, Ворошилова. Говорил он и о необходимости проводить публичные казни на городских площадях.
В лагеря Сибири, Коми АССР и других «жарких» мест страны попали бывшие работники госаппарата, помещики, предприниматели, зажиточные крестьяне из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, а также члены националистических организаций, которые тесно сотрудничали с фашистами в годы войны – члены украинских организаций УПА (бандеровцы), прибалтийские «лесные братья», полицаи, пособники оккупантов, предатели разных мастей. В лагерях военнопленных содержались сотни тысяч военнопленных немецких, японских и военнослужащих стран сателлитов.
Немецкие военнопленные
По различным данным, численность заключенных в эти годы составляла от 4,5 до 12 млн. человек.
По итогам войны, врагами страны были объявлены и репрессированы целые народы: чеченцы, крымские татары, немцы.
Но жизнь продолжалась. В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира. Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства. Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.
Естественно, такие же события происходили и в г. Талица.
19 июня 1942 г. решением Президиума Верховного Совета РСФСР р. п. Талица преобразован в город районного подчинения. В июле 1942 г. в Талице построен завод растворителей (АБЗ) — первый в стране.
Талицкий ацетоно-бутиловый завод
Коллектив Талицкого ацетона - бутиловый завода дал фронту 286 бойцов Красной Армии. 135 из них не вернулось. У здания управления завода стоит памятник погибшим на фронтах заводчанам. А те, кто пришел обратно на завод, награждены орденами и медалями.
Оценивая значение продукции Талицкого комбината в годы войны, директор Вахницкий сказал: «Талицкий завод решил судьбу авиации в годы войны».
Парторг ЦК партии на заводе Сахаров дал такую оценку деятельности комбината: «Здесь вырос основной центр ацетона - бутиловой промышленности страны, без которой немыслима была бы в военное время бесперебойная работа ряда предприятий оборонной промышленности».
Вернулся с фронта на завод Малышев Дмитрий Васильевич. В октябре 1945 года он стал работать начальником отдела кадров, через год – председателем завкома. С этой должности он и ушел на пенсию.
В пос. Троицкий на оборудовании Западно-Двинского комбината стройдеталей строится Поклевский деревообрабатывающий комбинат – ДОК.
Талицкий техникум тоже стал восстанавливать свое былое значение.
Возвращаются преподаватели-воины: Дурников А.Т., Зерчанинов М.К., Канцеров Е.Н., Брусков М.В., Титков Г.Я.
Погиб на фронте преподаватель Борский Ф.В . Умер от ран и болезни прийдя с фронта Кариченко Ф.Ф.
Когда размещали деревообрабатывающий комбинат в учебном корпусе техникума, пробили ряд стен для трансмиссий.
Восстанавливая учебные корпуса - в первую очередь заделали проемы, вернули к первоначальному положению классы. Ремонта было много: общежития, столовая, клуб и квартиры, учебные мастерские, много обветшало и разрушилось. Нужно было создавать кабинеты для новых специальностей, строить мастерские.
Была необходимость развивать подсобное хозяйство для улучшения питания студентов техникума.
Техникуму ставилась задача – довести численный состав учащихся до 500 человек с ежегодным выпуском 120 человек.
В связи с этим встает вопрос о постройке второго учебного корпуса и оборудования трех мастерских-лабораторий для технологической, механической и электромеханической специальности, столярной мастерской - для строительной.
Выявилась необходимость постройки клуба, физкультурного зала, и оборудования читального зала, нужно было построить новую баню и прачечную. Библиотеку нужно было пополнить большим количеством технической и художественной литературы.
Для выполнения поставленных задач потребовалось несколько лет.
По возвращению из рядов Советской армии Титков Г.А. возглавил учебную часть и прекрасно руководил ее до 1961 года. Он сам давал открытые уроки, требовал это от всех преподавателей. Так осуществлялся обмен опытом. Требовал, чтобы в течение учебного года каждый преподаватель разработал методику преподавания по какой-либо теме своего предмета.
Были образованы методические комиссии по циклам: общеобразовательной, общетехнической и специальных предметов. Председателям методических комиссий вменялось в обязанность посещать уроки и разбирать на своих заседаниях.
По времени пришлось снизить возраст поступающих в техникум с 18 лет до 16 лет, а позже – до 14 лет.
Это потребовало ввести классное руководство преподавателей.
В 1948 году на должность директора был назначен Следь Василий Алексеевич, подполковник запаса.
В 1936 году закончил военную авиационную школу летчиков-истребителей. Великую Отечественную войну встретил в боевых частях авиации. Участник Сталинградской битвы.
Войну окончил заместителем командира полка по политической части. Награжден Орденом Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, многими медалям.
Работал директором техникума до 1957 года и вышел на пенсию. За 10 лет руководства много сделал по строительству, благоустройству и развитию материально-технической базы техникума.
Следь В.А. в годы войны
В эти годы пришло пополнение преподавателей.
Пришли молодые, высококвалифицированные работники:
Молодых Валентина Васильевна, окончила физико-математический факультет Пермского учительского института. Работала математиком с 1944 года по 1965 год. Вышла на пенсию.
Шадрина Надежда Корниловна , окончила заочно Свердловский педагогический институт.
В техникум пришла работать в 1947 году.
Член КПСС с 1941 года, активный общественник. Вела политкружок преподавателей.
Активно помогала комсомольской организации и профкому.
Избиралась депутатом Горсовета. В 1975 году ушла на пенсию.
Шадрина Н.К.
Худяков Виктор Иванович, выпускник Свердловского государственного университета. В техникуме преподавал русский язык и литературу с 1946 года.
С юности увлекался игрой на музыкальных инструментах. Активный участник струнного кружка в учебном заведении. Виктор Васильевич разбирался в нотах, владел игрой на музыкальных инструментах.
В 1971 году присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
С середины семидесятых годов преподавал обществознание.
Работал в техникуме до 1985 года.
Грамота
В 1951 году вступил в ряды КПСС. Активный общественник. Избирался 7 лет подряд секретарем партийной организации техникума.
Партийный билет преподавателя Худякова В.И.
Весной 1946 года взялись за восстановление лесопитомника при техникуме - дендрария. В годы войны он был запущен, живые изгороди переросли. Восстановлены были живые изгороди акации, жимолости, ирги, крушины, боярышника. С годами очистили ели от нижних сучьев, убрали слабые и сушняк. Произвели посадки липы, лиственницы, вяза, тополя, яблони, бархата амурского.
Сад-питомник стал парком дендрарием, насчитывал 46 пород деревьев и кустарников.
Вся политико-воспитательная работа среди студентов проводилась под руководством партийной организации. Ее задачей было: повышение идейно-политического уровня и наибольшей активности по выполнению решений партии и правительства, борьба за успеваемость, дисциплину и культурный уровень студентов.
Особое внимание отводилось субботним вечерам. Многие вечера начинались работой танцевального кружка. Затем с 19 ч ставился доклад или проводилась лекция. После этого – культобслуживание: поставка пьес, спектаклей.
Вечера обычно заканчивались танцами и играми до 1 часа ночи, а по большим праздникам – до 4-х часов утра.
Регулярно выходила в техникуме газета «Учеба и быт».
Сохранились сведения, собранные заведующим учебной частью Титковым Г.Я. о бывших студентах техникума на начало 50-х годов, выпускников разных лет:
№ |
Сведения на начало 1950г. |
Число выпускников |
Проценты |
---|---|---|---|
1. |
Работают по специальности |
274 |
72,8 |
2. |
Работают преподавателями школ и техникумов |
12 |
3,2 |
3. |
Учатся в институтах |
12 |
3,2 |
4. |
Служат в Советской армии |
35 |
9,2 |
5. |
Убито на фронтах Великой Отечественной войны |
14 |
3,8 |
6. |
На партийно-советской работе |
7 |
1,8 |
7. |
Работают не по специальности |
22 |
6,0 |
Получены сведения на 376 |
100 |
В 50-е годы перед техникумом ставилась задача – готовить все больше и больше техников для лесной промышленности. За техникумом утвердились специальности подготовки техников:
1. Техников-технологов по лесозаготовкам.
2. Техников-технологов по лесопильно-деревообрабатывающему производству.
3. Техников по специальности лесного хозяйства (с 1957 г.)
Техникум за эти годы выпустил:
1951 г. - 100 чел. 1956 г. - 150 чел.
1952 г. - 110 чел. 1957 г. - 107 чел.
1953 г. - 123 чел. 1958 г. - 148 чел.
1954 г. - 84 чел. 1959 г. - 104 чел.
1955 г. - 103 чел. 1960 г. - 99 чел.
Всего: 1 128 чел.
Было выпущено за 10 лет больше специалистов, чем за 65 лет существования лесной школы и техникума.
Техникум пополнил состав преподавателей:
1. Моисенко Василий Данилович, окончил Уральский лесотехнический институт - УЛПИ в 1951 году, инженерный факультет, инженер-технолог по лесозаготовкам и лесному транспорту, в техникуме работал с 1951 года.
2. Кузьмин Куприян Егорович , окончил УЛТИ в 1958 году. Инженер-механик по деревообработке. Очень много приложил сил для освоения техники на вновь построенных мастерских. Преподавал дисциплины «станки и инструменты», «лесопиление».
3. Брагин Владимир Ильич , заочно окончил УЛТИ в 1962 году. С 1957 года работал в техникуме преподавателем электротехники и прекрасно справлялся с работой.
4. Казарин Павел Михайлович, окончил Ленинградский институт механизации сельского хозяйства, факультет «двигатели внутреннего сгорания», инженер-механик, работал в техникуме с 1956 года.
5. Киреев Павел Васильевич, окончил Ленинградский институт механизации сельского хозяйства в 1938 году. 16 лет работал в сельском хозяйстве. В техникуме работал преподавателем с 1954 года по 1971 год, потом ушел на пенсию.
6. Чулкова Нина Михайловна , окончила УЛТИ в 1952 году, инженер-технолог гидролога. Работала в техникуме с 1953 года преподавателем по «Сушке древесины», «Защитной обработке древесины». Проработала в техникуме более 25 лет.
7. Чулков Игорь Валентинович, окончил УЛТИ в 1952 году, факультет «Лесное хозяйство». В техникум пришел в 1957 году. Стал ведущим преподавателем по подготовке специалистов по новой специальности – «техник лесного хозяйства».
8. Медведев Александр Иванович, окончил Челябинский физкультурный техникум. Работал преподавателем физкультуры с 1960 года.
Такими высококвалифицированными специалистами техникум пополнялся постоянно. Приходили и многие другие специалисты.
В 1957 году директор Следь В.А. по состоянию здоровья и возрасту уходит на пенсию.
Директор техникума Скомаровский М.Б.(1957-1969 гг., пятый слева, в нижнем ряду), будущий директор Власюк Б.С. (1969-1973 гг., четвертый слева) среди студентов-механиков вечернего отделения.
Директором техникума в 1957 году был назначен Скомаровский Матвей Борисович, работавший до этого учителем истории в средней школе г. Талица.
Молодой, энергичный, инициативный человек, он крепко взялся за строительство, за создание учебно-материальной базы техникума.
В 1959 году закончили постройку новых слесарно-механических и деревообрабатывающих мастерских. Оба здания были кирпичные, просторные, с большим количеством посадочных мест для студентов.
Директор техникума Скомаровский М.Б.
Построили котельную для отопления мастерских, там же поставили движок для снабжения электроэнергией, станков и для освещения (в те времена единственным источником электроснабжения г. Талица была электростанция БХЗ, мощности которой хватало лишь для освещения квартир города). Позднее перешли на снабжение от Горэлектросистемы.
Построили лесопильный цех . Все это нужно было освоить. Нужно было установить станки для обработки металла и дерева, установить лесопильные рамы и заставить эту технику работать. И с этой задачей коллектив техникума успешно справился!
С 1958 года на каждого студента отводилось 70 учебных часов по вождению автомашины. Стали получать рабочую профессию – шофер 3-го класса . На вождение трактора – 40 часов. Получали рабочую специальность – тракторист 3-го класса.
Большой неприятностью для техникума стала потеря парка-дендрария. Городской совет в июне 1959 года принял решение (№ 10 от 10 июня 1959 г.) о реорганизации парка-дендрария в городской парк культуры и отдыха.
15 лет хозяйничал в парке отдел культуры Райсовета. В результате – парк был очень запущен, многие лесные породы погибли, причем такие редкие как бархат амурский, орех манжурский, много погибло живых изгородей. В этот период в парке размещались: три аттракциона качелей; бильярдная; буфет; танцплощадка; карусели; летний кинотеатр (в нижнем углу парка). До сих пор в парке можно найти фундаменты качелей, карусели.
В 1975 году парк снова был принят техникумом. Была проведена большая работа по его очистке и восстановлению.
В 60-е 70-е годы строилась Талица. Целые кварталы и улицы были застроены 2-х, 3-х и 5-ти этажными многоквартирными домами. Вместо чайной были построены ресторан и столовая, построен кинотеатр «Юбилейный», больничный городок, 55 школа, ГПТУ-80. Построены санатории «Маян», «Рассвет», «Талица» и «Сосновый бор».
Постепенно строился и техникум, это строительство осуществлялось каждый год.
В 1961 году построено 4-е общежитие , 2-х этажное кирпичное здание на 80 мест. Оно находилось на территории техникума, рядом с учебным корпусом (ныне учебный корпус № 2).
Комендантом общежития в те годы работала Козлова Антонина Яковлевна.
Здание нового студенческого общежития
1 Мая 1961 года
Был построен 2-х квартирный дом, в котором поселили преподавателей Чулковых и инструктора мастерских Кузнецова на ул. Шевченко.
В 1965 году построили новую столовую, котельную № 2, провели водяное отопление к общежитиям № 1, 2 и 3.
Главный 3-х этажный корпус техникума
В 1968 году надстроили сдали в эксплуатацию 3-й этаж и пристрой к учебному корпусу. Это дало возможность вдвое увеличить число кабинетов и лабораторий, В пристрое разместили прекрасный актовый зал.
Строительства пристроя к учебному корпусу
В 1969 году построены 2 двухквартирных дома и 1 3-х квартирный дом для преподавателей техникума.
Пристрой к учебному корпусу
В 1965 году Скоморовский М.Б. уволился из техникума. Директором был назначен Власюк Б.С.
В 1965 году директором стал Власюк Бронислав Задонович, который работал в техникуме преподавателем спецдисциплины «обработка древесины» с 1963 года. Руководил техникумом до 1973 года.
Власюк Б.С.
Следующим директором в 1973 году стал Князев Вячеслав Михайлович. Он окончил Уральский лесотехнический институт в 1960 году, работал старшим механиком Куяровского ЛПХ. В 1961-1973 годах работал директором Сухоложского ремонтно-механического завода.
Внес большой вклад в строительство, создание и развитие учебно-материальной базы техникуме.
Возглавлял техникум до 1981 года.
Князев В.М.
В 1971 году был сдан в эксплуатации спортзал общей площадью 836 кв.м.
В 1977 году было заложено 5-ти этажное кирпичное общежитие на 360 мест напротив главного учебного корпуса, сдано в эксплуатацию в 1978 году.
За 1970-1977 годы выбыло 5 преподавателей, и приняты вновь 20 преподавателей.
Среди них: Качкуркина В.С., Шаламов В.П., Устинов Л.Я., Новиков В.А., Карась Н.В., Федоров Ю.Д., Полыганов Н.А., Поротников В.П., Щелканов В.С., Новопашин В.Н. и многие другие.
Качкуркина Вера Семеновна, окончила в 1952 году Уральский лесотехнический институт по специальности «лесное хозяйство», работала в техникуме преподавателем спецдисциплин с 1971 года.
Преданная своей профессии, мудрая педагог-наставник, Вера Семеновна много десятилетий передавала свои знания и опыт студентам.
В техникуме проработала до 2014 года.
Качкуркина В.С.
Качкуркин Федор Игнатьевич выпускник Уральского лесотехнического института. Он всю свою жизнь посвятил лесным наукам. Работал преподавателем в Талицком лесотехническом техникуме с 1976 года.
В 1978 году строится гараж на 10 мест автомашин и тракторов.
К 1977 году в техникуме работали 46 преподавателей, из них – по общеобразовательным предметам 18 чел., 9 чел., по специально-экономическим по общетехническим – 1 чел.
Кроме того, работало 5 инструкторов производственного обучения.
Из преподавателей была создана лекторская группа, готовились и проводились лекции для студентов.
Досуг студентов был хорошо организован, раньше о таком досуге и не мечтали. Были радиофицированы комнаты общежития, кабинеты и классы учебного корпуса. Во всех общежитиях имелись телевизоры, имелась также киноустановка, демонстрировались кинокартины, учебные фильмы и фильмы собственного производства.
Были созданы студентами и действовали: духовой оркестр, струнный, хоровой и драматический кружок, всевозможные секции по физвоспитанию. Воспитатели женских общежитий организовывали обучение девушек работе с тестом - выпечка пирогов, тортов, печенья.
Юноши на летнее время организовывались в строительные бригады.
С 1981 года по 1984 года директором техникума работал Устинов Ленсталь Яковлевич.
Он окончил Уральский лесотехнический институт в 1962 году. После окончания института работал заведующим учебных мастерских техникума. Член КПСС. Много лет избирался секретарем партийной организации техникума.
Качкуркина В.С.
На посту директора его сменил Рыбаков Игорь Степанович, тоже выпускник УЛТИ, факультет - лесное хозяйство.
Директор техникума Рыбаков И.С. (справа) награждает молодого преподавателя
Игорь Степанович работал в сфере лесного хозяйства – директором Талицкого лесхоза, заместителем председателя Талицкого райисполкома.
Затем возглавлял техникум с 1984 по 1989 годы.
Награжден Орденом «Знак Почета» и многими медалями.
Последним «советским» директором был Берсенев Владимир Николаевич, в прошлом – преподаватель техникума, почетный работник среднего профессионального образования. Проработал директором больше всех ранее назначенных директоров с 1989 по 2012 годы, 23 года.
Много семейных династий работало в те годы в техникуме, есть они и в настоящее время.
Стоит упомянуть династию Главчевых-Накладновых:
p align="center">
Главчев В.С.
Главчев Виктор Сергеевич, окончил Московский лесотехнический институт, в техникуме работал с 1971 года преподавателем, затем завучем по 90-е годы.
Его жена: Главчева Людмила Васильевна, окончила Московский педагогический институт, исторический факультет. Проработала в техникуме преподавателем истории с 1974 по 1989 год.
Людмила Васильевна Главчева с выпускниками 1983 года, гр. 41 ЛХ
В настоящее время в колледже заместителем директора по учебно-воспитательной работе работает их дочь – Накладнова Ирина Викторовна.
Ирина Викторовна - выпускник Московского лесотехнического института, квалификация «инженер-технолог» по специальности «технология деревообработки». Работает в техникуме с 01.09.1985 года по настоящее время.
Накладнова И.В.
Накладнов Владимир Александрович, выпускник Московского лесотехнического института, квалификация «инженер-механик», также работает в техникуме (колледже) преподавателем спецдисциплин по специальности «техническая эксплуатация колесных, тракторных, строительных, дорожных машин и оборудования» по отраслям; классный руководитель; председатель цикловой комиссии.
Накладнов В.А.
Долгие годы работали в техникуме династия преподавателей Карась:
Преподаватели Карась С.П. и Карась Н.В.
Карась Сергей Павлович, выпускник Тюменского государственного педагогического института, факультет географо-биологический 1972 год.
В 1973 году работал учителем географии в школе-интернат г. Талица.
1973-1982 гг. – заведующим учебной частью в ГПТУ-4.
Долгие годы преподавал в техникуме геодезию и охотоведение, вел производственную практику «лесокультурные и лесохозяйственные работы», имел педагогический стаж более 30 лет.
Позднее – 5 лет работал начальником цехом на АБЗ.
Карась Надежда Васильевна, выпускница Тюменского государственного педагогического института, факультет иностранных языков. Работает в техникуме с 1972 года по настоящее время.
Преподает немецкий язык. Ветеран труда.
Общий стаж работы – 48 лет. Около 10 лет работала заведующим отделением, председателем комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Председатель совета ветеранов техникума (колледжа).
Имеет награды и благодарности от руководства за многолетний добросовестный труд.
Преподаватели, 1982 год
Кроме того, в колледже работал внук директора Устинова Л.Я. (1981-1984 гг.) - электроник Сидоров Александр Сергеевич.
Сидоров С.А.
Выпускники техникума 1987 года, гр. ЛХ-41с.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.06.1980 года № 314 Талицкому лесотехническому техникуму Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности было присвоено имя Героя Советского Союза, легендарного разведчика Н.И. Кузнецова.
В эти годы техникум постоянно наращивал выпуск специалистов для народного хозяйства страны. Учебно-производственные мастерские – УПМ, были серьезным промышленным предприятием, которое обеспечивало развитие материально-технической базы техникума. Была своя лесосека, свои лесовозы, полный набор деревообрабатывающих станков, собственная сушилка. Производилось продукции на сотни тысяч рублей. За счет собственных средств, техникум покупал станки, оборудование, машины и механизмы, строил новые учебные корпуса, оборудовал учебные классы и лаборатории.
Студенты, совместно с работниками техникума, принимали в развитии своего образовательного учреждения активное участие. Они проходили практику и работали в УПМ, они участвовали в развитии учебно-материальной базы, их стараниями и благодаря их энтузиазму был построен первый в городе хоккейный корт (за зданием спортзала).
Техникум активно участвовал в спортивной жизни района постоянно занимая призовые (в основном первые) места по многим видам спорта: волейболу, баскетболу, хоккею, лыжам, легкой атлетике, сдаче норм ГТО.
Сам техникум был центром образовательной, культурной, спортивной жизни города всего Талицкого района, во многом определяя жизнь района.
Правительства СССР уделяло большое внимание развитию лесоперерабатывающей промышленности. С учетом наличия в г. Талица профильного образовательного учреждения, в нашем районе был организован Талицкий леспромхоз (ЛПК) – один из крупнейших в стране. ЛПК имел в своем составе Троицкий ДОК, автобазу ЛПК (располагавшуюся рядом с техникумом – на ее месте построен торговый комплекс), нижний склад на Маяне, но всему району, в лесах, были построены лесоучастки – небольшие населенные пункты, в которых жили работники ЛПК. Ныне все эти участки заброшены.
ДОК – одно из первых предприятий в стране, которое освоило производство быстровозводимых домов по финской технологии – так называемые «бамовские дома». Эта продукция пользовалась большим спросом по всей стране.
Лесокомбинат стал основным «потребителем» выпускников техникума.
Наши выпускники ценились очень высоко. Талица была воистину «кузницей кадров» для предприятий района, области, республики, а также партийно-советских органов. В то время четко работала система отбора кадров, которую образовывали партийные, советские, комсомольские, профсоюзные органы. Каждый человек рассматривался с точки зрения его способностей, уровня профессионализма, умений и навыков. И бывало так, что выпускник техникума за 2-3 года работы на производстве совершал стремительный взлет и становился руководителем предприятия.
Большая часть выпускников техникума по морально-политическим качествам, образованию, здоровью военкоматом направлялись на службу в пограничные войска КГБ СССР. В то время это была серьезная «привилегия» поскольку в эти войска отбирали только лучших.
Нужно отметить, что сами студенты не были просто массой учеников, которые посещали занятия, получали образование. Это были увлеченные люди, которые постоянно сами что-то творили, придумывали, реализовывали.