Уважаемые студенты!
Вы зашли на сайт преподавателя
Дудина Юрия Анатольевича
Учебная дисциплина «Речь и культура общения» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ.
Учебная дисциплина «Речь и культура общения» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ.
В современной системе образования речевое обучение призвано внести свою лепту в социализацию обучаемого. Его цель - обеспечить формирование речевой и коммуникативной компетенций обучающегося как важнейших составляющих социальной компетентности.
Такая цель речевого обучения рассматривается всеми нормативными документами как надпредметная, чрезвычайно важная для становления и формирования общей культуры человека, развития его личности.
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно (социально) успешному общению.
В учебной дисциплине «Речь и культура общения» большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом - приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.
Работая над созданием собственного текста, обучающиеся учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.
Работая с предложенным текстом в позиции адресата, обучающиеся учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо:
а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв);
б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации обучающегося в условиях современного мира.
Речевая деятельность на русском языке становится средством познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно связанным со всеми предметами, а умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на качество усвоения всех других предметов.
Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, а так же при создании текста, при его восприятии и понимании.
Языковая компетенция - обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих правильность и коммуникативную целесообразность речи, выбор и использование языковых средств в соответствии с требованиями сферы общения, речевого и ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание речевой деятельности на русском языке как формы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных ценностей, социальных приоритетов.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа для предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиски информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.
Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения двигательной активности, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе.
Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения.